Факты, гипотезы, догадки
АЛЕКСЕЙ СИКОРСКИЙ
К этому нехитрому сооружению привыкли и, проходя мимо, не всегда его замечают. Зато если кто-то из сумчан заметит знакомые контуры на какой-нибудь товарной упаковке или старой открытке - сразу же узнаёт: "Сумы! Наша альтанка". Немногие знают, что это такое стоит в центре нашего города, с каких пор и почему. Существующие версии во многом противоречивы, но тем интереснее ознакомиться со всеми - какая же история без интриг и тайн?
"Нефтяная" версия
Есть данные, что история альтанки связана с нефтью. В конце XIX века
геологи из Петербурга надеялись найти нефтяное месторождение прямо под
городом и с разрешения земской управы стали бурить скважину. В центре
Сум, прямо перед зданием управы!
Разворотили участок городской территории, нефти не нашли и уехали.
В то время нефть ещё не была "кровью экономики", из-за неё
не затевались "миротворческие акции" с пролитием человеческой
крови, к цене барреля не примеряли курс доллара. Но сумчанам свойственно
чувствовать перспективу. Один из них подумал: "А вдруг...".
Это был муж племянницы Ивана ХАРИТОНЕНКО Иосиф ЛЕЩИНСКИЙ. Он прибрал
к рукам участок, закрыл скважину стальной плитой и соорудил на этом
месте ажурную деревянную постройку. Возможно, с лёгкой руки поляка Лещинского
эта беседка и стала называться альтанкой. (Altanka - польское слово,
произошедшее от итальянского altana - открытая терраса, лёгкое строение
в парке). Предприимчивый Лещинский всё-таки надеялся найти нефть и заработать
или хотя бы предоставить такую возможность своим наследникам.
(Нефть на Сумщине всё-таки нашли, но не здесь, а под Ахтыркой).
"Нефтяную" версию происхождения альтанки поддерживают не все. В частности, краевед Павел КУШНИРОВ как один из возможных приводит и такой вариант: альтанка построена в честь 300-летия дома Романовых, то есть в 1913 г. Но о том, что под альтанкой следы неудачной нефтеразведки, помнят жители нашего города. Коллекционер Виктор ТОКАРЕВ говорит, что похожих альтанок в городе было несколько: напротив здания банка, где теперь художественный музей, в городском парке Лещинских, в саду около теперешней ООШ № 8. Но нас интересует только та, которая сохранилась и стала символом города.
Типовой проект
Экскурсовод ОДП "Сумытурист" Галина КОНОВАЛОВА рассказывает:
"Альтанка - постройка приблизительно 1900-1905 гг. Чертежи её не
сохранились, но автором, вероятнее всего, является Матвей Антонович
ЩАВЕЛЁВ, уроженец Курской губернии, служивший в земской управе г. Сумы
чертёжником. Эти сведения получены от его дочери Тамары Матвеевны Щавелевой;
материалы хранятся в фондах Сумского краеведческого музея. Скорее всего,
проект для альтанки взят из специального альбома, в котором разрабатывались
проекты, обладающие типовыми признаками.
Они назывались "образцовыми" или "примерными" и выпускались на протяжении всего XIX ст. К их созданию привлекались талантливые архитекторы и гравёры. Такие типовые альбомы содержали доступный и качественный материал для проектирования. Типовое проектирование в Сумах тогда носило рекомендательный характер, жестко проводился только принцип сохранения стилевого единства городской архитектуры". Если посмотреть открытки с видами старых Сум, то можно заметить, что в городе было много зданий, имеющих с альтанкой общие архитектурные черты. Из сохранившихся - здание Общественного собрания (теперь - областная филармония). Купола идентичны с куполом старой альтанки. А на современной - уже другой купол - следы реконструкции.
Архетипы
Итак, альтанка - типовой проект. Но чертежи не сохранились. Ни общие,
ни разработка деталей. Скульптор Пётр ГОРДИЕНКО именно в деталях находит
много интересного и загадочного. Да и любой может увидеть при желании
- только эти детали маячат перед глазами каждый день, поэтому стали
невидимыми для большинства.
В оформлении альтанки присутствует символика, восходящая ещё к трипольской
культуре.
До татар, до Киевской Руси на этой земле жили люди, которые умели эти знаки читать. Если в типовой постройке начала XX века повторились эти символы, то случаен ли выбор проекта? Пётр Гордиенко считает, что роль случая в истории гораздо скромнее, чем принято считать. В деревянных кружевах на альтанке видны языческие символы солнца, плодородия. И тут же крест. И шестиконечная звезда, которую принято связывать с иудейской религией. Казалось бы, совмещено несовместимое, но у всех символов общие истоки.
Солнцу поклонялись все народы на планете, признавая его решающую роль
в жизни этого мира. Солнечная символика присутствует в Индии, Китае,
доколумбовой Америке. И блины, которые мы поедаем на Масленицу, - не
что иное, как изображение Ярилы-Солнца. Крест тоже был известен задолго
до появления христианства. Он был символом могущества и силы в Египте,
встречается у кельтов и древних скандинавов. Крест в круге - символ
мирового порядка! Кресты есть и в протославянских орнаментах. Шестиконечная
звезда, два перекрещенных треугольника, тоже встречается в древних индийских
орнаментах. (Где Индия, где Иерусалим, а где Сумы!).
Есть версия, что это символ мужского и женского начал, единства "инь"
и "янь" даосов.
Русский метафизик Пётр УСПЕНСКИЙ утверждает, что это - символ мироустройства. Вселенная, по Петру Успенскому, существует везде и всегда в вечном "теперь". Мир имеет 6 измерений: 3 пространственных, которые нам известны, и 3 временных, из которых мы ощущаем только одно. Для объективного же мира принципиальной разницы между измерениями нет.
То есть в любой частности, которую мы видим, отражена какая-то деталь глобального типового проекта. Даже в "примерных" альбомах XIX века их могло быть полно. А оттуда они перенесены на нашу альтанку. Может быть, это сознательно сделал автор её проекта, а может быть, замысел Главного Архитектора.
Контрольные,рефераты для студентов.Программы по строительству и раскрутке сайтов.Скачать.